Меню


Разное


Что такое миф

В сказках много фантастического: животные разговаривают человеческим языком, происходят различные чудеса, батыры борются не только с вражеским войском, но и с драконами, духами и другими чудовищами, порожденными народной фантазией.

В отличие от сказок, мифы раскрывают нам, как представляли мир древние народы. Например, мифы о происхождении нашей Земли или мифы о всемирном потопе.

Все вымышленное человеком древности легко умещается в три жанра: мифы, легенды и сказки. Эти жанры имеют много общего, хотя во многом различаются между собой рядом специфических черт.

Мифы вобрали в себя мировоззрение древнего человека. Созданные тысячелетия назад, они донесли до нас его представления о происхождении жизни на земле. В них в образ-ной форме объяснялось, почему день сменяет ночь, а лето - зима, отчего гремит гром, идет град, сверкают молнии, а на земле происходят наводнения и другие природные катаклизмы.

Мифы повествуют об отношениях между богами и людьми, о подвигах героев. Носителями этих знаний были только избранные - жрецы. В древние времена жрецы использовали мифы, чтобы объяснить явления природы.

В мифах главенствуют боги, которые поражают непо-корных молниями. Но есть и добрые боги, они помогают людям, спасают их от бед, обогревают их огнем, как это сде-лал Надулуша - древнетюркский Прометей, принесший людям огонь.

Природа и жизнь - источники человеческой фантазии. Обычно в основе всякого мифа лежит исторический опыт, не-что уже пережитое человеком.

Мифология как никакое другое искусство может быть средством для исследования истории отдельных народов, поскольку в мифах зафиксированы события прошлого. В том числе и действительно исторические...

Первые мифы возникли очень давно, и с каждым новым тысячелетием они проходили весь период изменения от простого к сложному.

В мифах отражена и реальная жизнь народа, и взаимоотношения между людьми. Мифологически объясняя строение мира, они одновременно помогали человеку. Когда древние кочевни-ки перегоняли свои стада и табуны с пастбища на пастбище, то, глядя ночью на звезды огромного степного неба, они ориентировались по ним в этом бесконечном пространстве. Каждой звезде кочевники давали свои имена: Темир Казык - Железный Кол - Полярная Звезда; Аспан Кайыгы - Небесная ладья - Болыная Медведица.

Для чего же человек создавал мифы, легенды, сказки? Только ли художественное восприятие человеком мира их породило? Нет ли тут конкретных практических причин?

Рождается ребенок, и старшие по возрасту оберегают со-знание растущего существа от реальной жизни, рассказывая ему различные мифы и сказки, по-своему объясняя мир и тем самым подготавливая его к будущим трудностям.

В мифах отражаются глобалъные природные происшествия.

Например, миф о Фаэтоне или о всемирном потопе. Или древнеиндийский миф о происхождении всего живого из «мирового яйца».

Бывает, что некоторые исторические личности в литера-турных или научных произведениях превращаются в мифические и наоборот. В казахской литературе таковы образы Коркута, Алаша-хана, реальность которых вызывает у некоторых исследователей болыное сомнение: в исторических хрониках их имена не найдены...

Мифологическая образность присутствует в нашей современной повседневной жизни в виде обычаев и обрядов, благодаря языку от поколения к поколению передаваясь через пословицы и поговорки. Многие слова и выражения пришли к нам из далекого исторического и мифологического прошлого, бытуют в языке, мы пользуемся ими каждый день, нисколько не задумываясь над их древним содержа-нием.

Книга «Мифы Древнего Казахстана» поможет Вам, доро-гие читатели, понять историю, лучше усвоить культуру наших далеких предков - кочевников.

Так отправимся же в путешествие, в котором Вас ждет фантастика древнего времени!

Национальные парки

Заповедники

Казахская мифология и демонология