Меню


Разное


О смысле веры бога Неба Тенгри

В какое тысячелетие в древнем человеческом обществе возникла культура? Историки, археологи и антропологи, исследующие вопросы древнейшей истории, совместно с философами пришли к мысли, что тем моментом, когда древний дикий человек перестал быть диким, является первое захоронение умершего в земле. Когда человек, безутешно рыдая об умершем родственнике, решил сохранить его тело в земле, чтобы оно не досталось диким зверям и птицам, тогда в нем и зародилась культура, потому что культура, культурные традиции - это есть память о предках, о прошлом. Смерть - страшное явление, но более всего она похожа на сон. Просто человек заснул и не проснулся. А вдруг он еще проснется, встанет, будет ходить по земле, разговаривать?

И вот древний человек решил предать покойника земле, чтобы как можно дольше сохранить его тело. Что для этого надо сделать? Понятно, что надо выкопать глубокую яму, приспособить её для жизни умершего в другом мире, поставить в могилу еду и воду, положить рядом с телом мертвого необходимые ему предметы. Человек понял, что могила - это нора. Ведь многие звери прячутся в норах зимой, засыпают, а просыпаются ранней весной.

Ведь не одни только звери, но и сама природа засыпает зимой, укрывшись снегом, а весной все оживает, просыпается. Смена времен года устроена таким образом, что год разделен на четыре равные части: весна, лето, осень, зима. Все в мире, что не может противосто-ять холоду и снегу, ложится спать в своих норах до весны: муравьи в муравейниках-городах, медведи в берлогах, сурки в норах.

Рыбы, появившись на свет в верховьях рек, каждую весну возвращаются туда, где они родились, в места нереста, чтобы их потомство начало новый жизненный цикл.

Сама Земля, прародительница всего живого, весной зеленеет, летом цветет, осенью плодоносит, зимой засыпает под снегом. И еще одну особенность заметил человек: детство и юность схожи с весной, молодость и зрелость с летом и осенью, седая старость с зимой... Зна-чит, и человек подвластен циклам природы. Ведь сам человек, как и все другие существа, находится внутри природы, внутри окружаю-щего его мира. За его пределы он выйти не может!

Одежда человека - важный элемент культуры - зависела от при-роды и жизни. Яркие цвета - в молодости, темные и белые - к старо-сти. Человек в белом, седой - близок к смерти.

От поклонения Великому Небу - всесильному и всеобъемлющему - человек пришел к идее Вечной жизни, поскольку бессмертен сам Космос, окружающий Мир.

Если в христианстве, мусульманстве, иудаизме идея физическо-го человеческого бессмертия трансформирована в идею бессмертия души, то в самой ранней религии - тенгрианстве идея бессмертия человека сохранена, как в самой природе. Через смену времен года наступает обновление.

Смерть в тенгрианстве воспринимается как длительный сон, вера в то, что когда-нибудь умерший (уснувший) человек очнется, вос-креснет. Поэтому рядом с ним в могиле помещались необходимые для будущей новой жизни предметы: чаши или кувшины с вином или другими напитками, личное оружие, личные вещи.

Национальные парки

Заповедники

Казахская мифология и демонология