Меню


Разное


Олжабай и Джасыбай

XVIII век — одно из памятных времен для казахского народа, защищавшего свою государственность и самостоятельность — эпоха, запечатленная в истории под названи¬ем «Актабан шубырынды»—«Годы великого бедствия». Тогда из недр народа выдвинулось немало героических личностей, осененных ореолом славы. Одним из таких отважных героев эпохи был Олжабай Толебаев, талантливый руководитель освободительной борьбы. В 1741 году, когда Аблай, глава Среднего жуза, находился в плену у джунгарского владыки Галдан-Церена, джунгары пытались захватить Каркаралинские и Баянаульские степи со стороны Иртыша — устраивали частые вылазки и набеги на аулы, угоняли скот, грабили, сжигали жилища мирных казахов. Но Олжабай со своими отважными племянником Джасыбаем, троюродными братьями Едыге и Жауке-батыром, сыновьями бия Казбека, срочно организовал боевые отряды для отпора врагу. Во главе одного из отрядов стал батыр Джасыбай. В живописной долине Джамбак Олжабай созвал на со¬вет богатырей Едыге, Джасыбая, Жауке, Алпыса, Жеке-батыра, Жанабека, Кошета, Жалантоса и Дулата*. «Не щадя жизни, изгнать захватчиков с родной земли!»—решили богатыри. Первыми встретили врага воины Джасыбая. Его отряд, находясь в засаде, подпустил противника почти вплотную и кинулся на него с пиками и стрелами. Удары были меткими и сильными. Как подкошенные, валились поработители с коней. Смятение приходило в их ряды там, где появлялся предводитель отряда Джасыбай. Его копье насмерть разило непрошеных гостей. Враги обратились в позорное бегство и пришли в себя только у озера Сабындыколь. Решили пуститься на хитрость. Каждый всадник привязал повод лошади к ноге и сел задом наперед, чтобы, наступая, создать видимость отступления, уменьшить бдительность обороняющихся и застать их врасплох. — Ого! Они только опомнились, привели себя в порядок,— воскликнул дозорный,— а теперь уходят! Смотрите! Джасыбай взял джаурун — баранью лопатку, пригляделся через глазок в ней и разгадал вражескую хитрость. — Ничего не выйдет!—сказал богатырь, усмехнувшись. Он вновь выстроил своих бойцов и напал на врагов в той долине, где те хотели перестроиться для броска в атаку. И снова нанес им поражение. Однако отдых после боя для храброго Джасыбая оказался роковым. Он был убит стрелой вражеского мергена*, который, лишившись в бою коня и спрятавшись за кам¬нем, ждал наступления темноты. Когда гонец привез эту печальную весть Олжабаю, тот поднял своих бойцов и бросился догонять отступающих, не давая им опомниться. Вместе с ним мчались и джигиты Джасыбая. Смятение царило в стане врагов. Они убегали, оставив свое пристанище на Сабындыколе. Тем, кто просил о по¬щаде, Олжабай отвечал: — Вы все, вместе взятые, не стоите пятки убитого вами витязя. Истребить вас, волчью стаю! Большинство джунгар на быстрых конях скрылись за дальними холмами, расположенными юго-восточнее Баян-аульских гор, в Прииртышской равнине. В этих горах Ол¬жабай нанес джунгарам последний сокрушительный удар. И с тех пор эти горы называются Калмак-кырган — место разгрома калмыков (джунгар). А озеро Шоинколь, в память о молодом казахском батыре, смело вставшем на защиту Родины, народ переименовал в озеро Джасыбай. Его именем стали называть и перевал между озером и Баян-аулом, где он держал оборону и был похоронен. Могила Джасыбая давно поросла травой. Но к ней не зарастает тропка, по которой приходят те, кто хочет почтить память славного сына казахского народа. Не забыто баянаульцами и имя главного предводителя борьбы с джунгарскими захватчиками в этих местах Олжабая Толебаева. Он проявил свой полководческий талант и в последующие годы «С именем Олжабая,— свидетельствует академик А. X. Маргулан,— казахские исторические предания свя¬зывают еще одно знаменательное событие, происшедшее в урочище Чурчут-кырган, находящемся в верховьях реки Шидерты (ныне территория Молодежного района Карагандинской области). В середине XVIII века сюда вторглись китайские захватчики, и Олжабай, бросив зов всему Среднему жузу и собрав огромное войско, вступил в оже¬сточенную схватку с непрошеными «гостями» и разгромил их» . Об этом событии существует много исторических преданий, легенд и песен народных акынов. Одна из поэм об Олжабае, написанная певцом Жаяу-Мусой Байжановым, хранится в отделе восточных рукописей Казанского университета. Две другие поэмы хранятся в рукописном отделе Института литературы и искусства имени М. Ауэзова Академии наук Казахской ССР. Часть исторических преданий о герое XVIII века собрана в рукописи известного казахского фольклориста Жусупа Копеева, которая хранится в библиотеке Академии наук Казахской ССР. Эти предания частично записаны на русском языке известными исследователями Центрального Казахстана Ф. А. Щерби¬ной и Н. Я. Коншиным. В урочище, где находится прах богатыря, в наше вре¬мя расположена центральная усадьба совхоза «40 лет Казахстана» Ерментауского района Целиноградской области.