Меню


Разное


Семь братьев

Те отважные, кому удавалось подняться на пик Сме¬лых, могли воочию увидеть у скалы Акбет персонажей из сказки о трехглавом змее и семи богатырях — батырах. Это было давным-давно, в седую-седую старину, рассказывает сказка. Кочевал аул в пустынной степи, между Иртышом, Дегеленом и южными отрогами Кзылтауских гор, где ныне земли Майского района Павлодарской области. У Иртыша все богатые травами места были заняты другими родами, холмы Дегелена мало приветливы. Манили к себе богатые и красивые горы Кзылтау, с чистыми голубыми озерами и звонкими ручьями. Но седобородые, все знающие старики сами страшились приближаться к ним и удерживали молодых джигитов. — Если дорожите жизнью,— забудьте и думать об этом прекрасном крае. Особняком кочевал с аулом смелый и сильный Айда-бул, с которым жили отец и дед и у которого росло семеро сыновей-джигитов, не знающих равных себе ни в борьбе, ни в скачках на коне, ни в других состязаниях. Наслышав¬шись о том, что когда-то их предки жили в богатых и красивых горах, сыновья стали звать отца: — Пойдем туда, в тот край. Если там есть луга, озера и реки, никогда не бывает джута, почему мы покинули его? — В тот счастливый край пришла беда,— отвечает отец.— Вот и покинули люди родную землю. Был с ними и мой дед — ваш прадед. По настойчивой просьбе правнуков седоголовый старик поведал, как на горе, которую мы теперь называем Ак¬бет, в те далекие годы появился трехглавый змей-людоед. Какими страшными муками мучил он свои жертвы, ни¬кому неведомо. Но с вечера до глубокой ночи слышались вопли истязаемых. На рассвете же змей спускался к озеру пить воду. Днем он спал на солнцепеке, а к вечеру снова вылетал, выбирая жертву из молодых парней и девушек. Вот почему, чтобы не перевелся наш род на белом свете, мы покинули богатые счастливые горы. — Почему вы не убили его во время сна?— спросили джигиты-правнуки. —- Его врасплох, дети, не застанешь. Во время отдыха одна из его голов не спит... — Все равно мы расправимся с ним,—воскликнул старший из джигитов. — Уничтожим змея!— поклялись братья. И отправились они к берегу озера, куда змей спускается на водопой. Построили баркас, и трое старших поплыли к месту, где, как рассказывал прадед, змей пьет воду. Когда светало, завязался бой. Погибли смельчаки, отрубив, однако, одну голову змею-людоеду. На следующую ночь снова отправились три брата, что¬бы на рассвете или победить, или умереть. Свирепо оборонялся змей. Погибли братья, но отрубили еще одну голову. Не дождался их возвращения младший из братьев. Сделал лодку-долбленку и поплыл навстречу своей судьбе. Молод он был, но тоже силен и ловок. Увидев спускающегося, теперь уже одноглавого змея, обнажил меч и вступил в единоборство. Долго, то увертываясь, то нападая, прыгал смельчак с камня на камень. Наконец, выбрав случай, когда змей, пытаясь схватить противника, мотнул головой и обнажил шею, джигит размахнулся и нанес ему смертельный удар. Но в это же время зубы змея впились в тело юноши. Обе упали замертво — один с отрубленной головой, другой — с разорванной грудью. Погибли славные братья-батыры. Но как бы в память об их подвиге мать-природа изваяла каменные памятники. На озере стоят островки — два баркаса и лодка, а на берегу у подножья Акбет — семь каменных выступов — окаменевшие семь братьев. А еще ниже, у берега — три камен¬ные головы змея-людоеда.